Подборка материалов по острову Пасхи Сайданова Ю.М.

ОСТРОВ ПАСХИ

    

ОСТРОВ ПАСХИ или Рапануи (полинез. Rapa Nui; исп. Pascua, англ. Easter Island), остров вулканического происхождения в восточной части Тихого океана. Принадлежит Чили. Площадь 165,5 км². Население около 2 тыс. чел. (1972). Около 40% из них - коренные жители - полинезийцы (рапануйцы), сильно метисированные, остальные преимущественно чилийцы. Рапануйцы говорят на рапануйском языке (относящемся к группе полинезийских языков). Верующие - католики. Административный центр - поселок Ханга-Роа. Остров имеет форму треугольника, по углам которого возвышаются вулканы: Рано-Арои (539 м - высшая точка острова), Катики (377 м), Рано-Као (324 м), между ними - холмистая равнина, сложенная вулканическими туфами и базальтами. Берега скалистые, труднодоступные. Климат субтропический. Среднемесячная температуры от 18 до 23°С; осадков около 1300 мм в год. Растительность - преимущественно травы; немногочисленные эвкалипты, бананы. Связан авиалинией с г. Сантьяго (Чили) и островом Таити.

Ко времени открытия острова голландским мореплавателем Я. Роггевеном (5 апреля 1722, в день Пасхи, отсюда название острова) население, находившееся на стадии разложения первобытнообщинного строя, достигало 3-4 тыс. чел. В 1862 перуанские работорговцы истребили большую часть коренных жителей; была разрушена их самобытная культура. В 1888 о. Пасхи был присоединён к Чили. Коренные жители острова занимаются земледелием (бататы, сахарный тростник, бананы) и рыболовством, работают на скотоводческих фермах, изготовляют сувениры для туристов.

   Остатки уничтоженной культуры пасхальцев изучали: в 1914-15 английские, в 1934-35 франко-бельгийские и в 1955-56 норвежско-американские (руководил Т.Хейердал) экспедиции. Остров Пасхи знаменит своими древними каменными изваяниями (моаи) и дощечками с иероглифическими письменами (кохау ронгоронго). Остров был заселён не позднее 4 в. н. э. Т. Хейердал полагает, что более тысячелетия на острове жили переселенцы из Перу, к которым в 15 в. присоединились полинезийцы с Маркизских островов, истребившие в 17 в. почти всех потомков первоначальных обитателей. Многие исследователи, подчёркивая глубокое сходство древней культуры острова Пасхи с общеполинезийской, признают наличие в первой отдельных американских элементов, но объясняют их либо плаваниями полинезийцев в Южную Америку, либо прибытием на о.Пасхи или Маркизские острова небольшой группы американских индейцев, растворившихся среди местного населения.

Литература:

  1. Пучков П. И., Население Океании, М., 1967;
  2. Тумаркин Д. Д., Тур Хейердал и проблема заселения Полинезии, в кн.: Австралия и Океания. (История и современность), М., 1970 (лит.);
  3. Хейердал Т., Аку-Аку. Тайна острова Пасхи, [пер. с норв.], М., 1959;
  4. Metraux A., Easter Island, Oxf., 1957.
                                                              

* * *

Моаи

    "Эти каменные изображения поразили нас, так как мы не могли понять, каким образом этот народ, не имеющий ни толстых прочных бревен для изготовления каких-либо машин, ни прочных канатов, смог все же воздвигнуть эти статуи" - отметил первооткрыватель острова голландский адмирал Якоб Роггевен в 1722 году. Более двухсот каменных истуканов стояло когда-то на массивных каменных платформах вдоль берега. Не менее семисот других, на разных стадиях изготовления, брошены в каменоломнях или вдоль древних дорог, ведущих от этих каменоломен к берегу. Большинство статуй вырублено в одной каменоломне, а оттуда их сумели переместить на расстояние до десяти километров к океану. А весили они до 82 тонн при высоте до 10 метров. Головы многих каменных истуканов прежде украшали "шляпы" - пукао - из горной породы красного цвета. Вес некоторых пукао достигал пяти тонн. Постаменты для них имеют длину до 150 метров, высоту более трех метров, а составляющие их каменные плиты весят до 10 тонн. В каменоломнях найдено около двухсот незаконченных скульптур, среди которых встречаются исполины длиной более 20 метров.

* * *

Дж. Дайамонд

 

Как и почему погибла цивилизация острова Пасхи.

 

"Наука и жизнь", 1996, №1, с.48-52 (в сокращении)

    Жители острова Пасхи (109° 25' з.д., 27° 8' ю.ш.) (остров называют еще Рапа-Нуи, то есть Большая Скала) - типичные полинезийцы. Их культура, включая статуи, выросла из полинезийской культуры (статуи по стилю похожи на меньшую размерами скульптуру полинезийцев). Островитяне говорят на восточно-полинезийском диалекте, родственном гавайскому и маркизскому. Судя по некоторым изменениям в словарном составе (глоттохронологические исследования), этот диалект возник около 400 года н.э. Рыболовные крючки и каменные скребки пасхальцев напоминают распространенные на Маркизских островах. Проведенный в 1995 г. анализ ДНК из 12 скелетов, найденных на острове Пасхи, тоже показал их родство с Полинезией. На острове выращивали бананы, таро, бататы, сахарный тростник - все это типичные полинезийские культуры.

    Радиоуглеродное датирование показало, что первые следы деятельности человека на острове появились около 400-700 года, что неплохо совпадает с данными лингвистов о времени возникновения диалекта.

   Самая ранняя датировка, полученная Норвежской археологической экспедицией 1955-56 гг. тем же радиоуглеродным методом, - 380± 100 лет, причем Хейердал утверждает, что уже к этому времени "на острове было многочисленное население, занятое строительством крупного оборонительного сооружения". Другой источник той поры указывает древнейшую дату для острова Пасхи - IV в. н. э..

   Согласно палинологическим данным (палинология - раздел ботаники, изучающий пыльцу и споры растений, их форму, строение и развитие, закономерности рассеивания и захоронения), в первое время после появления здесь полинезийцев, остров был покрыт мощным субтропическим лесом с разнообразными видами деревьев, кустов и трав. Преобладал в этом лесу особый вид пальм, которого ныне на острове нет совсем. Этот вид родственен чилийской винной пальме, достигающей в высоту 25 метров, а в диаметре 180 сантиметров. Высокие, лишенные ветвей стволы пальмы прекрасно подходили бы для сооружения больших океанских пирог и для перевозки статуй.

   Пик сооружения статуй пришелся на 1200-1500 годы, позже их почти не возводили.

    По археологическим находкам можно оценить размеры населения: наиболее распространена оценка в 7000, хотя некоторые говорят и о 20 тысячах человек, что при размерах острова и плодородии его почв не кажется невероятным.

    В период с 900 до 1300 года менее четверти массы кухонных куч составляют рыбьи кости, и более трети костей принадлежат дельфинам (в Полинезии - менее процента). Жители острова Пасхи охотились с гарпунами на дельфинов, но распространенный здесь вид дельфинов живет вдали от берегов. Это подтверждает, что пасхальцы имели лодки, пригодные для выхода в океан.

    Вскоре после 1400 года пальма вымерла полностью. В XV веке погиб и сам лес. Кости дельфинов резко исчезли из кухонных куч начиная примерно с 1500 года.

  Оставшиеся в живых островитяне рассказывали первым европейским пришельцам, как централизованное правительство сменилось хаотичным правлением глав отдельных мелких кланов. Наконец, главенство захватили те, у кого была сила - каста воинов. Остров и сейчас усеян каменными наконечниками копий и кинжалами, потерянными в боях XVII-XVIII веков. Около 1700 года началось резкое падение численности населения - сначала до одной четверти того, что было, затем и до одной десятой. Люди перебрались жить в пещеры. Около 1770 года соперничающие кланы начали опрокидывать статуи, поставленные конкурентами. К 1864 году был свален последний монумент .

* * *

Кохау ронгоронго

Одна из загадок острова Пасхи — это письменность, для дешифровки которой более 100 лет предпринимаются попытки различными исследователями — и профессионалами, и любителями. Среди дешифровщиков следует отметить Т.Бартеля, Р.С.Фишера, Ю.В.Кнорозова, Н.А.Бутинова, С.Р.Рябчикова, Поздняковых И. и К., И.К.Федорову.

Варианты чтений у исследователей различаются. Например, на дощечке Мамари ряд знаков одни исследователи считают лунным календарем, другие (Бутинов Н.А. и др.) — мифом об открытии острова Пасхи. Также одни исследователи рассаматривают некоторые ряды как генеалогии, другие — как космогонические мифы.

Вышеуказанный в рамке ряд могут прочесть как шесть лунных ночей, как шесть корней, либо как шесть путешественников

* * *

Остров Пасхи - остров загадок

 

( http://historic.ru/  "Исторический проект Historic.Ru" )

    

Остров Пасхи - единственный остров в Полинезии, жители которого в древности были знакомы с письменностью. Древние предания, легенды, религиозные песнопения они записывали на деревянных дощечках ("кохау ронгоронго"). В наши дни известно всего 20 дощечек и 11 текстов (некоторые дощечки содержат одинаковый текст). Практически все современные исследователи единодушны в выводе, что рапануйское письмо возникло на острове Пасхи и не было привезено откуда-то (письмо, скорее всего, иероглифическое, но отличающееся от классических иероглифов).

   В конце прошлого века для расшифровки пытались привлечь местных жителей, но уже тогда стало ясно, что они забыли свою письменность. Тексты записаны на древнем языке, который в значительной степени отличается от современного разговорного языка аборигенов.

   Дощечки-кохау - из темного блестящего дерева торомиро с вырезанными на них изображениями ящериц, лягушек, черепах, звезд, крылатого птице-человека, спиралей и т. п. - тоже загадка. Да еще какая! Более 130 лет ученые пытаются прочесть ронгоронго - древнее иероглифическое письмо аборигенов острова Пасхи...

   Некоторое время назад доктор исторических наук из Санкт-Петербурга Ирина Константиновна Федорова после многих лет титанического труда сумела прочесть кохау ронгоронго (И.Федорова "Тексты острова Пасхи (Рапа-Нуи)". "Советская этнография" №6, 1982, и №1, 1983).

   Американский ученый Стивен Фишер живет постоянно в Новой Зеландии. Изучение кохау ронгоронго он начал с того, что овладел гавайским, самоанским и майорийским языками - все они принадлежат к полинезийской группе, куда входит и тот, на котором изъяснялись древние жители острова Пасхи.

  Затем он собрал воедино всю документацию, касающуюся ронгоронго, описания традиций, ритуалов и верований жителей Пупа Земли, или Рапа-Нуи, - так именовали остров до появления первых европейцев (1722 г.), давших ему имя Пасхи, люди, прибывшие сюда из Восточной Полинезии в самом начале нашей эры. Шесть лет ушло у Стивена Фишера на то, чтобы встретиться почти со всеми специалистами, занимавшимися ронгоронго, и ознакомиться с подлинниками таинственных табличек. Правда, две из них, хранящиеся в вашингтонском Смитсоновском институте, ему почему-то не показали...

   Сейчас осталось 25 кохау, разбросанных по музеям мира. А было время, как свидетельствовал в 1864 году французский миссионер Эжен Эйро (он первый из европейцев понял, что дощечки эти - величайшая ценность, древняя письменность аборигенов острова Пасхи), кохау были буквально в каждой семье...

   Хранящиеся в музеях таблички содержат в целом около 14 тысяч иероглифов. На каждой из них - от 2 до 2300 изображений. Почти все они опубликованы лет сорок назад немецким этнографом Томасом Бартелем. Ценой длительного труда Бартель сумел более или менее распознать основные элементы ронгоронго...

  В результате многолетней работы Фишер смог написать самую исчерпывающую из монографий о кохау ронгоронго, которая вышла в свет в 1997 году. Это был, пожалуй, тот редкий случай, когда ученый предполагал всего лишь собрать полную информацию о неизвестной письменности, а в результате, похоже, прочел написанное...

    Основой работы Фишера стал так называемый Сантьягский жезл. Это нечто вроде деревянного скипетра длиной 126 и толщиной 6,5 см, на котором вырезано 2300 иероглифов - рекордное количество знаков, оставленных на табличках, дошедших до нас.

  Некогда жезл принадлежал одному из "арики" - вождей острова, но в 1870 году был куплен офицерами ВМФ Чили и помещен в Музей естественной истории города Сантьяго.

   В 1993 году Фишер побывал на острове Пасхи и в Чили. Просматривая по прибытии - в который раз! - многочисленные фотографии и перечитывая свои заметки, он обратил внимание на то, что текст, нанесенный "на скипетр", был разделен вертикальными линиями почти на сотню неравных секций. Затем Фишер заметил, что справа от каждой линии был изображен фаллосообразный иероглиф.

   То, что текст следует читать слева направо, подтверждало такое наблюдение ученого: в одной секции группы иероглифов составляли единую строку, а в другой - такими же иероглифами были заняты две строки, причем обрывались они с правого края. Значит, иероглиф, находящийся правее разделительной черты, начинает собой следующую секцию текста.

   Потом выяснилось: в каждом из разделов четвертый, седьмой, десятый и т. д. (через три) знак сопровождался тем же фаллическим "суффиксом". И ни один из таких разделов не содержал подобный знак в качестве конечного или предпоследнего. И ни в одном из разделов не было менее трех иероглифов. И в большинстве из них количество знаков делилось на три, причем почти каждая тройка содержала фаллический знак. Другими словами, весь жезл был в основном подчинен некой сакраментальной триаде.

  Далее Стивен Фишер начал анализировать другие тексты ронгоронго - Малую сантьягскую табличку и Гонолульскую # 1. И там тоже была эта триада, хотя выдержана она была менее строго, но "суффикс" опять был на своем законном месте. И тогда исследователь подстроил формулу, которой подчинялось все строение текста...

   Но что же весь этот текст значил? Изучение фольклора и космологических представлений древних полинезийцев напомнило Фишеру, что у них легенда о сотворении мира объясняла возникновение всего сущего целой серией актов соединения мужского начала с женским.

   Это отражено и в триадах, на которых построены их ритуальные песнопения (кстати, само слово "ронгоронго" на языке жителей острова Пасхи означает нечто вроде "речитатива", заученного наизусть стихотворного напева). Еще в 1886 году американские морские офицеры, посетившие остров Пасхи, записали песню о сотворении мира "Атуа Мата Рири", которую при них торжественно исполнил некий Уре Ва'э Ико, - "патриарх пасхальцев", как они его называли.

  В ней перечислен 41 случай подобных соединений, для нас зачастую звучащих странновато. Например: "Бог Мата Рири соединился со сладким лаймом (вид цитруса), и на свет явилось растение попоро..."

  Фишер пришел к выводу: все три ронгоронго, у которых он обнаружил триадное построение текста, - это записанная "космогония" пасхальцев, их Книга начал.

   Исследователь взял на себя смелость сделать предварительный перевод одной из триад Сантьягского жезла. Выглядит это так. Изображение птицы, за которой следуют изображения рыбы и солнца, означают: "Все Птицы соединились с Рыбой и породили Солнце..."

   Старейшина исследователей ронгоронго Томас Бартель, уже упоминавшийся, дал выводам Фишера высочайшую оценку. В голландском городе Лейдене состоялась международная конференция, на которой дешифровка Фишера была с большим интересом встречена лингвистами - специалистами по аустронезийским языкам. Между прочим, эта языковая семья стоит на первом месте в мире по занимаемому ее носителями пространству - оно ведь протянулось от приафриканского Мадагаскара на западе до острова Пасхи на востоке, в центре Тихого океана.

   Вдохновленный поддержкой, Фишер продолжил работу и установил, что простая триада, которую он перевел с Сантьягского жезла, повторяется и на другом памятнике, именуемом "Резной табличкой". Более того - выяснилось, что многие сохранившиеся кохау ронгоронго полностью или частично тоже посвящены истории сотворения всего сущего.

    Можно полагать, что те надписи, где фаллический знак сохранился, древнее остальных, и Сантьягская среди них - старейшая: она выведена с наибольшим тщанием. Мастер наносил сперва иероглифы нажимом острых осколков обсидиана (вулканического стекла), а затем углублял рисунок с помощью акульего зуба. Археологи сумели реконструировать этот процесс. В фольклоре аборигенов также сохранилось упоминание, что жезлы были первыми предметами, на которые наносился текст.

   Интересная деталь: сохранившиеся таблички не равны по информационной ценности. 15 из них содержат 85 процентов всех текстов ронгоронго. Сохранились они случайно, и вполне вероятно, что многие из не дошедших до нас тоже содержали легенду сотворения мира и всего живого.

   Правда, как в свое время установил Т. Бартель, одна табличка представляет собой календарь, а еще несколько настолько своеобразны, что пока дешифровке не поддаются.

  Тем не менее, благодаря трудам многих историков и лингвистов, цивилизацию острова Пасхи теперь уже нельзя считать не только мертвой, но и безнадежно немой. А впереди - новые исследования и новые споры ученых. Ведь кто-то связывал ронгоронго с письменностью перуанцев, кто-то - с древней письменностью, процветавшей в долине Инда, а кто-то - с древнекитайским рисуночным письмом. Между тем, скорее всего, ронгоронго - единственная "самостоятельная" письменность, возникшая во всей Океании до ХХ века.

Обсудить на форуме Послать сообщение
Автор-составитель Сайданов Ю.М.
Hosted by uCoz