Главная страница
Карта сайта
Секция "ТРИЗ"
О ТРИЗ
Учебные дисциплины
Новости
Конкурсы
Конференции

Исследовательские проекты

Логика вопросов

Темы разработок
Список контрольных вопросов по А.Ф.Осборну
Литература

По утверждению английского философа Р. Коллингвуда, логика, обращающая внимание только на ответы и пренебрегающая вопросами, - ложная логика.

Родоначальник индуктивной логики Френсис Бэкон говорил, что мы должны уметь задавать вопросы природе.


Логический анализ вопроса

Шипунова О.Д. Логика и теория аргументации: Учебное пособие.— СПб.: Изд-во СПбГПУ,2003.— С.14-15.

Такая языковая и грамматическая форма как вопрос не является суждением с точки зрения логики. Вопросительная форма в языке выражает потребность в устранении некоторой неопределенности. Вопросы не возникают на пустом месте. Знание, от которого оттталкивается вопрос, служит его предпосылкой. Логический анализ вопроса осуществляется по его предпосылке, сформулированной в виде суждения. Например, в вопросе "Кто открыл Америку?" предпосылкой будет утверждение "Человек (в частности, европеец) открыл Америку", или "Америка была открыта". В данном случае предпосылка представляет собой утверждение об известном факте. Это характерно для восполняющих вопросов, которые всегда содержат вопросительное слово (что, кто, когда, где и т.д.). Уточняющие вопросы обычно содержат частицу ли и называются "ли-вопросами". Предпосылкой уточняющего вопроса обычно выступает утверждение об отношении субъекта к факту. Например, предпосылкой вопроса "Колумб ли открыл Америку?" будет суждение: "Колумб, как конкретная историческая персона, имеет отношение к факту открытия Америки".

Главное условие логически корректной постановки вопроса — истинность его предпосылки. Вопрос тривиально некорректен, если предпосылка вопроса содержит неопределенные, неясные термины. Например: "Кто в мире самый лучший?". Если предпосылка содержит понятия, не знакомые данной аудитории, то вопрос тоже выглядит некорректным (или бессмысленным). В этом случае ему должно предшествовать предварительное пояснение терминов. Вопрос нетривиально некорректен, если в его предпосылке ложное утверждение. На такой вопрос нельзя дать истинный ответ. Например: "Когда будет построен вечный двигатель?" Предпосылка ложна: "Вечный двигатель можно построить".


Темы разработок

О применении логики вопросов при решении задач-данеток (Саар П.В. гр. П-111)

Метод контрольных вопросов как изобретательская технология (стратегия)

Мета-модель в НЛП

Ментальные карты и логика вопросов


СПИСОК КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ПО А.Ф.ОСБОРНУ

  1. Какое новое применение техническому обьекту Вы можете предложить? Возможны ли новые способы применения? Как модифицировать известные способы применения?
  2. Возможно ли решение изобретательской задачи путем приспособления, упрощения, сокращения? Что напоминает Вам данный технический обьект? Вызывает ли аналогия новую идею? Имеются ли в прошлом аналогичные проблемные ситуации, которые можно использовать? Что можно копировать? Какой технический обьект нужно опережать?
  3. Какие модификации технического обьекта возможны? Возможна ли модификация путем вращения, изгиба, скручивания, поворота? Какие изменения, назначения, функции, цвета, движения, запаха, формы, очертаний возможны? Другие возможные изменения?
  4. Что можно увеличить в техническом обьекте? Что можно присоединить? Возможно ли увеличение времени службы, воздействия? Увеличить частоту? размеры? прочность? Повысить качество? Присоединить новый ингредиент? Дублировать? Возможна ли мультипликация рабочих органов, позиций или других элементов? Возможно ли преувеличение, гиперболизация элементов или всего обьекта?
  5. Что можно в техническом обьекте уменьшить? Что можно заменить? Можно ли что-нибудь уплотнить, сжать, сгустить, конденсировать, применить способ минитюаризации? укоротить, сузить? отделить? раздробить? преумножить?
  6. Что можно в техническом обьекте заменить? Ч то и сколько можно заменить и чем? Другой ингредиент? Другой материал? Другой процесс? Другой источник энергии? Другое расположение? Другой цвет/ звук, освещение?
  7. Что можно преобразовать в техническом обьекте? Какие компоненты можно взаимно заменить? Изменить модель? Изменить разбивку, разметку, планировку? Изменить последовательность операций? Транспонировать причину и эффект? Изменить скорость или темп? Изменить режим?
  8. Что можно в техническом обьекте перевернуть наоборот? Транспонировать положительное и отрицательное? Нельзя ли поменять местами противоположно размещенные элементы? Повернуть их задом наперед? Перевернуть низом вверх? Обменять местами? Поменять ролями? Перевернуть зажимы?
  9. Какие новые комбинации элементов технического обьекта возможны? Можно ли создать смесь, сплав, новый ассортимент, гарнитур? Комбинировать секции, узлы, блоки, агрегаты? Комбинировать цели? Комбинировать привлекательные признаки? Комбинировать идеи?

Литература

  1. Белнап Н., Стил Т. Логика вопросов и ответов. – М.: Прогресс, 1981.
  2. Федоров Б.И. Дедуктивные возможности логики вопросов и ответов // Логико-философские штудии: Межвуз.сб. —СПб.: Изд-во СПбГУ,2001.—С.173-192.
Hosted by uCoz